НАЗАД

Его Превосходительство с пахаря

Его Превосходительство старший сержант,наш последний барин, любимчик Слава... Как только не называли при жизни Владислава Стржельчика ! Но он был и остается в памяти прежде всего человеком с драматической судьбой, как, наверное, и подобает большому актеру. Сегодня, 31 января, ему, народному артисту СССР, Герою Социалистического Труда, исполнилось бы 80.Есть люди, которым как будто на роду написано быть актерами. И дело тут не только и не столько в эффектной внешности (что само по себе, безусловно, немаловажно), сколько в особом восприятии мира, чудном даре перевоплощения.
Артистические наклонности проявились еще в школьные годы, когда он играл в драмкружке. По его собственному признанию, ни один выходной, за редким исключением, не обходился без того, чтобы он не побывал в театре. Владик мог самозабвенно гонять мяч со сверстниками во дворе или зачитываться любимыми книжками, но единственной пламенной страстью для него оставалась сцена. И одним из самых счастливых дней в своей жизни он всегда считал тот, когда поступил в студию Ленинградского Большого драматического театра, где учился у самого Бориса Бабочкина.
А потом была война. На фронт  Стржельчик  ушел добровольцем.
[ Кстати, Владислав Стржельчик  служивший в одном из подразделений, освобождавших Выборг в 1944 году, принимал самое непосредственное участие в минировании и окончательном уничтожении поврежденного артиллерийским огнем городского театра в Выборге (архитектор А. Гранштедт; построен в 1832-1843 годах; находился в конце улицы сторожевой Башни, по стороне домов с четными номерами). Выборгский театр считался одним из лучших в северных странах.- Источник:www.head.vyborg.ru/cult.htm, Примеч.-от создателей сайта]
Главной воинской наградой для старшего сержанта Стржельчика  стало то, что домой он вернулся целым и невредимым. Иногда становилось обидно и досадно, что он так и не сыграл своих ровесников в поношенных шинелях.
Вместо поношенных шинелей и гимнастерок на сцене БДТ развевающиеся вовсю плащи. Стржельчик  дебютирует в роли Клавдио в спектакле #Много шума из ничего# и следует амплуа героя-любовника в других. Солидная публика ходит в Александринку, на #стариков#. В БДТ валом валит молодежь, в основном женского пола, в те дни, когда играет обольстительный Стржельчик .Люди, измученные войной и блокадой и восстанавливающие разрушенный город, как дети воспринимали иную, фантастическую жизнь, где веселье бьет фонтаном и где нет места суровой действительности. До поры до времени  Стржельчик  купается в зрительском обожании и снисходительном поощрении добрых критиков. Однако по мере того, как типаж его героев, равно как и актерские приемы начинают повторяться, критика становится все жестче и резче. Уже и сам артист кожей ощущает, что самоповторы # губительный путь для творческой личности.
Не стоит гадать, как бы дальше сложилась актерская судьба  Стржельчика , если бы в театр не пришел новый главный режиссер. Режиссер с большой буквы, с которым связана целая эпоха БДТ и рождение непревзойденного ансамбля актеров, чьи имена и по сей день окружены множеством легенд.
Товстоногов резко перевернул привычный уклад и образ жизни в театре. Свое кредо он выразил предельно ясно: #Актеру нужен режиссер-постановщик, который дает концепцию образа и оставляет свободу, простор для твоей фантазии, для твоих размышлений#. Эта формула была обращена персонально к Стржельчику, но ее не однажды примерили на себе все звезды БДТ.
При всей своей импозантности и внешней респектабельности Владислав Игнатьевич был необычайно скромен и пунктуален до педантичности. Кто-то остроумно назвал его сибаритом с душою пахаря. Он не мог себе позволить опоздать на репетицию или прийти на нее, не зная текста. По натуре очень ранимый, Стржельчик  молча выслушивал подчас очень резкие замечания главрежа, когда уже на новом этапе работы переходил от легковесных ролей героев-любовников к действительно драматическим характерам # Райского в #Обрыве#, Цыганова в #Варварах#, Кулыгина в #Трех сестрах#...
Каждая из этих ролей стала своеобразной ступенью к глубокому постижению и раскрытию образа Соломона Грегори в пьесе Миллера #Цена#. Даже самые суровые критики  Стржельчика  относят эту роль к шедеврам, к вершинам его творчества. Образ 90-летнего старика, как, впрочем, и сама пьеса оказались настолько богатыми по фактуре и философскому содержанию, что им была уготована беспремерно долгая жизнь на сцене БДТ # целых четверть века.
Менялись партнеры Владислава Игнатьевича, среди которых блистали Басилашвили и Ивченко, но спектакль держался именно на нем и неизменно шел с огромным успехом.Стржельчик  любил и умел шутить. На сцене это наиболее ярко проявилось, пожалуй, в #Хануме#. Грузинский князь Вано Пантиашвили в исполнении Владислава Игнатьевича буквально искрился неповторимым, тонким юмором, которым были пронизаны чуть ли не каждое слово и жест артиста. К тому времени чуть-чуть огрузневший Стржельчик  выделывал на сцене такие фортели, что в пору было позавидовать куда более молодым коллегам, державшим спортивную форму.
В театре и кино он исполнил больше ста ролей. Многие из них стали классическими, хрестоматийными. Но едва ли не как самую большую драму в жизни актер переживал то, что не дано ему было сыграть короля Лира. После кончины Георгия Товстоногова, ставшей поистине невосполнимой потерей для БДТ, для постановки шекспировского шедевра не созрел еще режиссер такого редкостного таланта и масштаба.
 Стржельчик  сполна заплатил вечности, как он любил выражаться, свои #пролетные#. #Пролетные# - это из лексикона бессмертного старика Грегори из пьесы Миллера, который бросил крылатое словцо, спускаясь с крутой лестницы. С легкой руки патриарха Большого драматического оно прочно вошло в обиход актеров, стало нарицательным понятием неудачи или несбывшейся надежды. Понятием того, за что в жизни приходится расплачиваться, иногда очень дорогой ценой.
Сегодня, в день юбилея Владислава Стржельчика, друзья и коллеги по традиции соберутся у могилы великого мастера, чтобы помянуть его по-русски. А вечером в Доме актера будут чествовать тех, кто заслужил премию имени  Стржельчика  по итогам прошлого года. А это значит, что земля, по которой он. Его Превосходительство Актер, ходил и которую считал святой, не оскудела талантами.

ИСТОЧНИК




НАЗАД

Будем рады любым дополнениям и замечаниям. Пишите striz_@mail.ru




Hosted by uCoz