Из книги С.Спиваковой "НЕ ВСЕ".Отрывок из главы "НАШ БДТ"
... Мы очень дружили со Стржельчиками.Они жили в том же доме,
что и Товстоноговы.Сейчас осталось две вдовы-Людмила и Натэлла, и они держаться друг за друга.
Лебедев и Стржельчик были диаметрально противоположными натурами.Говорят между ними существовала подспудная ревность...
Стржельчик с Лебедевым очень разные по своей актерской натуре,
по индивидуальности. Владислав Игнатьевич был артистом во всем и всегда. Он и в
жизни был необыкновенно ярок и артистичен. Мы отдыхали как-то раз вместе в
Ялте, провели фантастическое лето. Стржельчик ходил на пляж в оригинальном,
коротком, до колена, японском кимоно — огромные, красные с золотом разводы на
ярком-синем фоне. Был галантен, дам всегда пропускал вперед. Вечером, когда
мы расходились, пел: «Доброй ночи вам, сеньоры, доброй ночи, доброй ночи». Его
жена Людмила, женщина пленительной красоты, носила длинные свободные платья из
тонкого белого батиста, на голове — чалму. Пара выглядела очень артистично.
По театру о нем ходили всякие сплетни, шушукались, что он не
пропускает ни одной хорошенькой женщины. Но Людмилу он обожал. У Стржельчиков
царили уют и педантичный порядок. Накрахмаленные салфеточки, шикарный фарфор,
все подобрано по цветам... Им было дано, что называется, искусство жить — art
de vivre. Они умели жить красиво. Владислав Игнатьевич любил, чтобы нигде не
было ни пылинки, и Людмила была фантастической хозяйкой: стекла блестели так,
как будто их нет, зеркала сияли, в них можно было войти. В Петербурге было
много красивых домов, но дом Стржельчиков отличался тем, что там все было
изысканно. Старинные вещи — все неслучайные, никакого хлама.
В работе Стржельчик был педант, как и в жизни. Он не мог
позволить себе опоздать на репетицию, ужасно гневался, когда кто-то приходил с
недоученной ролью, забывал реплики, неточно следовал режиссерскому рисунку.
Отношение к делу, для него священному, неизменно оставалось
скрупулезно-педантичным. Он всегда был в форме, всегда в голосе (профессионал не может позволить себе посадить голос,
выпить накануне спектакля).
Однажды он вдруг забыл на сцене кусок текста и даже не понял,
что забыл. Это был четкий симптом болезни. Страшный диагноз-приговор — рак
мозга. Он не знал, но, может быть, догадывался. Сгорел Владислав Игнатьевич
очень быстро. Детей у них никогда не было. Для Людмилы он составлял смысл ее
жизни, в которой все подчинялось его интересам. И так до сих пор.
В свое время Стржельчик с Володей решили сделать композицию по
новелле Стефана Цвейга «Воскресение Георга Фридриха Генделя» из цикла
«Звездные часы человечества». Он ее исполнил в Москве совершенно блестяще.
После Володя работал с французским и итальянским актерами, но когда читал
Стржельчик, было ощущение, что новелла написана про него. По фактуре он очень
подходил к образу Генделя. Вначале огромный человек, исполин, которого инсульт
приковал к кровати, силой воли и жизненной энергией побеждающий болезнь.
Проявив чудовищную волю, продиктованную желанием творить, композитор создал
великую ораторию «Мессия» и после этого погрузился в глубочайший сон. Вызванный
доктор решил, что это снова инсульт, но, когда подбегал к дому, слуга крикнул с
балкона:
— Он встал, а теперь ест. И аппетит у него как у полдюжины
крючников!
Помню, как Гендель Стржельчика сочинял «Аллилуйю», нанизывая
каждую ноту, как бусы. Как оратория вырастала на глазах зрителей. Стржельчик
работал в непривычном для него жанре. Но к выступлению, длящемуся от силы
двадцать пять — тридцать минут, относился так же серьезно, как к спектаклю. Он
мечтал играть Генделя снова, но так и не успел.
Еще у нас была мечта — сделать «Ромео и Джульетту» Шекспира. Я
была совсем молоденькой, неопытной, но он успокаивал: «Ты не бойся, я тебе все
поставлю». Нам виделась сценическая композиция с музыкой либо Чайковского,
либо Прокофьева. Я больше склонялась к Чайковскому, Володя — к Прокофьеву.
Стржельчик должен был читать за всех, кроме Ромео, — за автора, за отца
Лоренцо, за других персонажей. Мы начинали, пробовали, но не успели довести
идею до конца.
Думаю, с ним было невероятно легко коллегам на сцене. Он из тех
актеров, кто строго подчинялся логике. Ольга Андровская говорила, что артисты
должны на сцене взаимодействовать по принципу «петелька-крючочек». Есть
артисты, играющие блестяще, но они не видят, не чувствуют партнера вообще.
Они вроде бы смотрят партнеру в глаза, но между ними — стена, которую ничем не
пробьешь. Владислав Игнатьевич был фантастическим партнером, чувствовал
партнера, шел от него. В их спектакле с Алисой Фрейндлих «Этот пылко
влюбленный» все строилось на блистательном партнерстве, хотя они — очень
разные индивидуальности. Они дружили, Стржельчик был крестным Алисиного внука.
Что они выделывали на сцене! Этот спектакль Владислава Игнатьевича я видела
последним и не могу забыть его.
Красивый, крупный человек, Стржельчик одевался безупречно.
Всегда выглядел подчеркнуто элегантно. В то же время от этого аристократа
всегда шло невероятное человеческое тепло. Например, Товстоногов был безумно
интересным, притягивал к себе. А со Стржельчиком я всегда чувствовала
теплоту: он открыт, он готов слушать, искренне интересуется всем, что ты ему
скажешь.
Стржельчика отличала бурная, кипящая общительность. Помню, в
Ялте мы с ним устраивали сумасшедшие, далекие заплывы вдвоем. Я словно и
сейчас его вижу. Он все время носил перстень, на котором были
выгравированы его инициалы «ВС». Перстень теперь у нас, Люля недавно в память о
нашей дружбе подарила его Володе после концерта, поскольку их инициалы
совпадают.
Недавно мы ездили с ней на кладбище. Там стоит очень
благородный, красивый памятник — белая мраморная плита и на ней профиль
Владислава Игнатьевича. Зимой было много снега, но потеплело и начало
подтаивать. Мы приехали, положили цветы и, когда уже уходили, увидели, что
кусочек тающей льдинки стал стекать по щеке барельефа, как слеза. И Люля
подошла, рукой вытерла, сказала:
— Плачет, мой родной.
Я застала годы такой любви Людмилы и Владислава Игнатьевича,
что хотелось спеть «Голубок и горлица никогда не ссорятся, дружно живут» и
сыграть на арфе. Он всегда смотрел на нее горящими глазами и всем приходящим в
дом гостям тут же бежал показывать ее портрет:
— Посмотрите, это Люля, когда я ее встретил. Моя Люлечка, когда
я женихался.
В Москве у меня стоит портрет, сделанный фотографом Валерием
Плотниковым. Алиса Фрейндлих сидит в резном кресле, а Стржельчик стоит,
наклонившись над ней, — шикарный мужик вне возраста, красоты необыкновенной.
Не обошлось и без внутренних «трещин». Порой ему казалось, что
его не всегда ценят, что он не работает полноценно, может больше играть. Я
думаю, это было не так. Таковы естественное недовольство артиста самим собой
либо разновидность кокетства. Невзирая ни на что, он оставался верным Большому
драматическому театру и Товстоногову до последнего дня. В любом театре есть
интриги, фавориты, подводные течения, но БДТ был уникален. При Товстоногове
это был живой театр. Товстоногов оставался в суждениях человеком и резким, и жестким.
Например, не нашел в себе сил признать в Сергее
Юрском ученика. Говорил: «С уходом Юрского БДТ потерял выдающегося актера, а Москва
приобрела плохого режиссера».
Понимаю, люди по-разному переживают уход близких. Натэлла —
натура реалистичная и мужественная, мне кажется, она не живет прошлым.
Человек очень верующий, она хранит это прошлое в себе. Из комнаты Лебедева она
сделала маленький музей, где выставила все его скульптурные работы — он делал
клоунов, целую коллекцию театральных персонажей. Дом Товстоноговых-Лебедева —
настоящий музей. А Людмила, по-моему, живет только прошлым. Она все время
возвращается мыслями и чувствами к годам совместной жизни с Владиславом
Игнатьевичем. Поскольку нет детей и внуков, ей остаются только воспоминания.
Казалось, БДТ будет существовать вечно. Теперь я приезжаю в
Петербург и встречаю только этих двух пожилых женщин — Натэллу и Людмилу. Они
теперь, как две щепочки, прибитые друг к другу потоком. Мне сложно назвать их
старушками, потому что для меня они — подруги.
Наша дружба с бэдэтэвцами продолжалась и после смерти Георгия
Александровича. Помню, как Лебедев прилетел на тысячный концерт «Виртуозов».
Ирина Шимбаревич позвонила с Ленинградского вокзала: «Мы едем». И в нашу
квартиру на улице Неждановой вошел Евгений Алексеевич Лебедев с доской, на
которой был отлитый из бронзы барельеф Товстоногова — нам в подарок. Евгений
Александрович — художник-самородок. Он потрясающе лепил, делал фигуры из
глины, из бронзы, рисовал...
После смерти Георгия Александровича я не могу ходить в этот
театр. Как в родной дом, где теперь живут другие люди. Второго Товстоногова не будет. Я болела БДТ.
Помню посиделки в его кабинете после спектаклей с бесконечным кофе,
продолжавшиеся до двух-трех часов ночи у них дома. К сожалению, ничего не
записывала тогда, жила в каком-то своем коконе. Вроде бы, если так любишь театр
и стремишься им жить, — иди и живи. Но я тогда смущалась. Мне казалось, я там
лишняя без Володи. Мы общались много, но не так много, как мне бы хотелось.
Есть фотография, где мы все хохочем — Володя, Гога и я, совсем
девчонка, — дорогая мне часть прошлого.
ИСТОЧНИК