Отрывок из дневников Олега Борисова.
БЕЗ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ.
Ленинград 1975.АПРЕЛЬ 11.
....
Бой с Хотспером, главарем заговорщиков, дается все труднее.Прихожу домой,
показываю Алле те места, на которые сегодня приземлялся.Она определяет:царапина, гематома...
и прикладывает медные пяточки.
Иногда мы со Стржельчиком закрываемя в гримуборной и демонстрируем друг другу эти самы раны.
Кто-нибудь из нас кается:это оттого,что не отступил вправо, или оттого, что не пригнудл шею...
Мы деремся настоящим оружием-мечами с длинными клинками и кинжалами.В БДТ, в реквизиторском цехе,
большой запас холодного оружие-еще со времен революции.Несколько раз клинки у нас ломались и летели в зал.
У Стржельчика есть коронный кувырок назад -он сам его предложил.Во время кувырка из его
уст вырывается короткое междометие-как будто я подсекаю его в воздухе.
Но в последние время он стал к соему кульбиту прислушиваться.Спрашивает:
Тебе не показалось, что во время переворота довольно-таки странный треск раздается?Ты ничего не слышал?"
Я делаю непроницаемое лицо "Нет,Владик, треска никакого не было-тебе показалось..."Тем не менее он стал меня предупреждать-
сегодня кувырка не будет.По состоянию здоровья.
Бой редко получается таким, каким его поставил Черноземов.Кто-то из нас где-нибудь да "подгадит".Впрочем, значения особого это не имеет.
Все равно к концу боя сходися - он должен напороться на мой кинжал и повиснуть...
"Генрих"-первая моя серьезная удача в БДТ...
Отрывок из книги С.Юрского.ИГРА в ЖИЗНЬ.
В 68-м первой постановкой БДТ после вхождения танков в Прагу была "Цена" Артура Миллера в переводе с английского Константина Симонова
и его сына Алексея Симонова. Поставила спектакль Роза Сирота, Царствие ей Небесное.
Играли мы вчетвером: Валентина Ковель (Ц.Н.!), Вадим Медведев (Ц.Н.!), Владислав Стржельчик (Ц.Н.!) и я.
Спектакль был показан 1 октября и сразу запрещен. Миллер (председатель ПЕН-клуба) высказался по поводу вторжения наших
войск в Чехословакию, и его имя сразу попало в черный список. Раз в две недели мы играли тайно - под видом просмотра,
не продавая билетов. Зал был переполнен каждый раз. Товстоногов пытался воздействовать на вершителей судеб, но власти были непреклонны.
Им говорили: это, поверьте, о простом американце, который сохранил честь среди торгашеского общества.
А они отвечали: а это, видите ли, не имеет значения, фамилия врага Советского Союза - господина А. Миллера - на афише не появится.
Но тут включилась тяжелая артиллерия - влиятельный, дипломатичный, могущественный Константин Симонов. Весы начали колебаться.
А мы всё играли тайно, раз в две недели, чтоб спектакль не умер.
А публика все ходила. И слухи о спектакле волнами расходились по всему городу и далее - в столицу.
Это, кстати, типичный пример того, как во времена социализма запрет заменял все виды рекламы.
Это было посильнее нынешних зазывных телероликов и ярких журнальных обложек. Народ доверял властям,
доверял полностью их вкусу. Народ знал: плохое, всякую муру не запретят. Если они запретили - значит, дело стоящее, значит, хорошее.
Они не ошибаются.
Поэтому когда наконец появилась афиша и на 10 декабря была назначена премьера... О-о! В нашем огромном зале кого только не было!....
И еще один отрывок неизвестного актера(найдено в Интернете)
....
Однажды на съемках "Адъютанта его превосходительства"(1968-1969) Стржельчик показал настоящее чудо перевоплощения.
В это время он репетировал в БДТ роль старика в "Цене" Миллера.
И в паузу между эпизодами в актерском кругу решил показать фрагмент из спектакля.
В одно мгновение у него состарились глаза, стали красными веки, изменилась пластика, появились трещинки в голосе.
Мы стояли обалдевшие от того, что на наших глазах произошло "полное переливание крови".
Перед нами сидел 90-летний Грегори Соломон. И ему нисколько не помешал для перевоплощения мундир генерала Ковалевского...