Если бы существовало у нас какое-нибудь особое обращение к выдающемуся
артисту, выражающееся не просто талантом, а преклонение перед личностью и
творческой, и человеческой, как, скажем, именовали англичане - "сэр Лоуренс
Оливье", то таким титулом был бы удостоен в первую очередь Владислав Стржельчик.
Его нет с нами уже шестой год, а кажется, что он и не уходил. Идут на экране
фильмы, телесериалы, звучит голос по радио, и зрительская память как великую
драгоценность хранит его великолепные размашистые жесты, роскошную стать,
неповторимые интонации...
А коллеги, товарищи по сцене, хранят еще и образ яркого, жизнерадостного
человека, готового всегда придти на помощь. Радиожурналистка Татьяна Михайлова
записала в свое время несколько интервью с актрисами - партнершами Стржельчика.
Сегодня мы печатаем несколько
отрывков из этих воспоминаний.
Алиса Фрейндлих:
"...Он был очень внимательным. Как-то я серьезно заболела,
так он просто волчком вертелся, прибегал ко мне в больницу, доставал лекарства,
приносил из дома в баночках какие-то салаты, приготовленные его женой. Был
трогательным до невозможности. А когда меня отправляли на лечение в Германию, он
буквально посадил меня в самолет, пройдя все таможенные кордоны. Для него же
никаких преград не существовало - он был вхож абсолютно всюду. Куда бы ни
приходил - все расплывались в улыбке и разводили руками, даже не потому, что
узнавали, просто всех обескураживала его необыкновенная приветливость. Но он
любил, когда его узнавали..."
Елена Попова:
"Он был очень настоящий. Не бывал злым, циничным или унылым,
все его существо говорило, что жизнь прекрасна и ее надо ценить. При этом был
большим ребенком, он не играл этого, а действительно был таким. Есть такая его
детская фотография: очаровательный мальчик с ангельским выражением лица и
длинными кудрями, какой-то неземной... И когда этот мальчик вырос, игра стала
его главным взрослым занятием. Поэтому он и в жизни слегка играл, рисовался,
позировал, недаром про него говорили "наш последний барин". Но этот барин был
отличным товарищем, для него было радостным, что его имя может помочь человеку.
Кажется, к нему стояла целая очередь с просьбами. Хотя он не афишировал этой
деятельности. Например, мало кто знает, что зимой на даче в Комарово Владислав
Игнатьевич прикармливал бездомных собак. Специально ездил, возил им еду на
машине..."
Зинаида Шарко:
"Он не просто помогал людям, он любил и делал это
самозабвенно. Однажды я попросила его, чтобы он помог моему сыну перебраться с
первого этажа на четвертый, освободилась квартира, все было законно, просто
нужно было ускорить процесс. Мы договорились встретиться у исполкома в 10 часов.
Он появился без десяти десять: "Кабинет выяснили?" - "Да". - "Фамилия, имя,
отчество?" - "А имени мы не знаем". - "Ну как же так, иди, Зинушка, выясняй". Я
иду, выясняю, предположим, Петр Сергеевич. Идем в исполком. Владик открывает
дверь в кабинет секретарши, бросается к ней, целует руку: "Здравствуйте, доброе
утро, моя дорогая, извините без цветов, но я только что со "Стрелы" из Москвы,
как говорится, чуть свет уж на ногах и я у ваших ног! Ха-ха-ха! Петр Сергеевич
меня ждет".
Загипнотизированная секретарша задохнулась от восторга и не может выдохнуть,
не то что ответить. Он открывает дверь в кабинет: "Не отставай!" -
"Здравствуйте, Петр Сергеевич!" Идут объятия, поцелуи, ну даже не друзья, а
родственники встретились. "Я только что из Москвы, голубчик, что-то я вас на
последней сессии не видел, нехорошо... Так, так, - смотрит на часы, - мне в
11.00 надо в Смольный звонить! Ну так вот я из Москвы, там была конференция
театральных деятелей, как выступал Олежа Ефремов! Гениальный мужик! Так что я
пришел: вот наша Зинуша Шарко, первая актриса нашего театра, - подходит целует
мне руку. - "Божественную комедию" видели? Наша божественная Ева. Между прочим,
я играл там Ангела Д, ха-ха-ха! Ой, а в "Четвертом", - не давая сказать ни
слова, - я там играл человека, который называется Четвертый, а она играла
женщину, которую он любил. Ну вы видели, конечно! Слушайте, патологически
скромна, народная артистка, а за себя постоять не умеет. Хотела одна к вам идти,
я не пустил. Ну так вот, у нее ест внучка Маша, это сдохнуть можно, это не
девчонка, а просто мульти-пульти!" - и сознательно делает маленькую паузу. А в
кабинете, кроме Петра Сергеевича, был еще один человек, и в паузе тот успевает
вставить: "Так, Владислав Игнатьевич, чего вы от нас хотите?" - "Вот эта
мульти-пульти живет на первом этаже, ну просто полуподвальное помещение.
Освободилась квартира на четвертом этаже, с балконом, южная сторона!" Причем я
ему ничего этого не говорила, это было чистейшая импровизация. "Так что с
первого этажа на четвертый переехать, пожалуйста, ради Бога". - "Есть
заявление?" - "Есть, все есть, так когда переезжать?" - "Ну, мы рассмотрим и вам
позвоним". - "Так, Зинушка, скажи дяде спасибо, махни ручкой и скажи до
свидания..." Я говорю "спасибо, до свидания", машу ручкой и ухожу. Стою и жду
Стржельчика в приемной, его долго нет. Наконец выходит тот второй человек. "А
где Владислав Игнатьевич?" - "А он там городом руководит!.."
Все время, пока я там сидела, у меня было ощущение, что я смотрю какой-то
феерический спектакль. В этом спектакле соединились актер, режиссер, драматург и
полководец. Мне хотелось аплодировать и кричать: "Браво, Стржельчик!"