НАЗАД

Из разных интервью.Записала Татьяна МИХАЙЛОВА.

Если бы существовало у нас какое-нибудь особое обращение к выдающемуся артисту, выражающееся не просто талантом, а преклонение перед личностью и творческой, и человеческой, как, скажем, именовали англичане - "сэр Лоуренс Оливье", то таким титулом был бы удостоен в первую очередь Владислав Стржельчик. Его нет с нами уже шестой год, а кажется, что он и не уходил. Идут на экране фильмы, телесериалы, звучит голос по радио, и зрительская память как великую драгоценность хранит его великолепные размашистые жесты, роскошную стать, неповторимые интонации...

А коллеги, товарищи по сцене, хранят еще и образ яркого, жизнерадостного человека, готового всегда придти на помощь. Радиожурналистка Татьяна Михайлова записала в свое время несколько интервью с актрисами - партнершами Стржельчика. Сегодня мы печатаем несколько отрывков из этих воспоминаний.

Алиса Фрейндлих:

"...Он был очень внимательным. Как-то я серьезно заболела, так он просто волчком вертелся, прибегал ко мне в больницу, доставал лекарства, приносил из дома в баночках какие-то салаты, приготовленные его женой. Был трогательным до невозможности. А когда меня отправляли на лечение в Германию, он буквально посадил меня в самолет, пройдя все таможенные кордоны. Для него же никаких преград не существовало - он был вхож абсолютно всюду. Куда бы ни приходил - все расплывались в улыбке и разводили руками, даже не потому, что узнавали, просто всех обескураживала его необыкновенная приветливость. Но он любил, когда его узнавали..."

Елена Попова:

"Он был очень настоящий. Не бывал злым, циничным или унылым, все его существо говорило, что жизнь прекрасна и ее надо ценить. При этом был большим ребенком, он не играл этого, а действительно был таким. Есть такая его детская фотография: очаровательный мальчик с ангельским выражением лица и длинными кудрями, какой-то неземной... И когда этот мальчик вырос, игра стала его главным взрослым занятием. Поэтому он и в жизни слегка играл, рисовался, позировал, недаром про него говорили "наш последний барин". Но этот барин был отличным товарищем, для него было радостным, что его имя может помочь человеку. Кажется, к нему стояла целая очередь с просьбами. Хотя он не афишировал этой деятельности. Например, мало кто знает, что зимой на даче в Комарово Владислав Игнатьевич прикармливал бездомных собак. Специально ездил, возил им еду на машине..."

Зинаида Шарко:

"Он не просто помогал людям, он любил и делал это самозабвенно. Однажды я попросила его, чтобы он помог моему сыну перебраться с первого этажа на четвертый, освободилась квартира, все было законно, просто нужно было ускорить процесс. Мы договорились встретиться у исполкома в 10 часов. Он появился без десяти десять: "Кабинет выяснили?" - "Да". - "Фамилия, имя, отчество?" - "А имени мы не знаем". - "Ну как же так, иди, Зинушка, выясняй". Я иду, выясняю, предположим, Петр Сергеевич. Идем в исполком. Владик открывает дверь в кабинет секретарши, бросается к ней, целует руку: "Здравствуйте, доброе утро, моя дорогая, извините без цветов, но я только что со "Стрелы" из Москвы, как говорится, чуть свет уж на ногах и я у ваших ног! Ха-ха-ха! Петр Сергеевич меня ждет".

Загипнотизированная секретарша задохнулась от восторга и не может выдохнуть, не то что ответить. Он открывает дверь в кабинет: "Не отставай!" - "Здравствуйте, Петр Сергеевич!" Идут объятия, поцелуи, ну даже не друзья, а родственники встретились. "Я только что из Москвы, голубчик, что-то я вас на последней сессии не видел, нехорошо... Так, так, - смотрит на часы, - мне в 11.00 надо в Смольный звонить! Ну так вот я из Москвы, там была конференция театральных деятелей, как выступал Олежа Ефремов! Гениальный мужик! Так что я пришел: вот наша Зинуша Шарко, первая актриса нашего театра, - подходит целует мне руку. - "Божественную комедию" видели? Наша божественная Ева. Между прочим, я играл там Ангела Д, ха-ха-ха! Ой, а в "Четвертом", - не давая сказать ни слова, - я там играл человека, который называется Четвертый, а она играла женщину, которую он любил. Ну вы видели, конечно! Слушайте, патологически скромна, народная артистка, а за себя постоять не умеет. Хотела одна к вам идти, я не пустил. Ну так вот, у нее ест внучка Маша, это сдохнуть можно, это не девчонка, а просто мульти-пульти!" - и сознательно делает маленькую паузу. А в кабинете, кроме Петра Сергеевича, был еще один человек, и в паузе тот успевает вставить: "Так, Владислав Игнатьевич, чего вы от нас хотите?" - "Вот эта мульти-пульти живет на первом этаже, ну просто полуподвальное помещение. Освободилась квартира на четвертом этаже, с балконом, южная сторона!" Причем я ему ничего этого не говорила, это было чистейшая импровизация. "Так что с первого этажа на четвертый переехать, пожалуйста, ради Бога". - "Есть заявление?" - "Есть, все есть, так когда переезжать?" - "Ну, мы рассмотрим и вам позвоним". - "Так, Зинушка, скажи дяде спасибо, махни ручкой и скажи до свидания..." Я говорю "спасибо, до свидания", машу ручкой и ухожу. Стою и жду Стржельчика в приемной, его долго нет. Наконец выходит тот второй человек. "А где Владислав Игнатьевич?" - "А он там городом руководит!.."

Все время, пока я там сидела, у меня было ощущение, что я смотрю какой-то феерический спектакль. В этом спектакле соединились актер, режиссер, драматург и полководец. Мне хотелось аплодировать и кричать: "Браво, Стржельчик!"

ИСТОЧНИК:Невское время No 18(2479) 31 января 2001 г.

НАЗАД

Будем рады любым дополнениям и замечаниям. Пишите striz_@mail.ru




Hosted by uCoz