...Поклон - как послеспектакль. Всего лишь знак препинания
в сложной и противоречивой системе взаимоотношений. Вкусивший высокого искусства
театрал с горящими отбитыми ладошками и приобретенным душевным опытом уносит с
собой в свою жизнь и этот странный миг. То, мимо чего ежедневно проходишь, не
придавая значения...
Поклон - это точка в конце театрального высказывания.
Точка, часто переходящая в многоточие. Это молчаливое "вуаля!", фото-финиш,
ликование победы и потрясение провала. Персонажи нехотя покидают тела артистов,
а те, растерянные и усталые, по инерции тщетно хватаются за шлейф уходящих
образов, мучительно возвращаются в реалии быта, к домашним заботам, кастрюлькам,
мензуркам, горшкам...
Сколько видов театрального искусства, столько и
поклонов. В зависимости от органики, от актерской природы, стиля игры, типа
представления процесс разрушения контакта с персонажем проходит по-разному...
Владислав Стржельчик
как абсолютный экстраверт, актер-солнце, по любому поводу, в любую минуту собою
длящий театр, обладал веселой импровизационностью. Он был этаким волшебным
органчиком, умевшим отозваться на любую ноту. Порхал по сцене, как по земле, и
по земле, как по сцене. Прикосновения, поцелуи партнерам были неотъемлемой
частью его поклонов. Он всегда утоплял в объятиях Алису Фрейндлих в финале
"Последнего пылко влюбленного". А 28 мая 1983 года после "Трех мешков сорной
пшеницы", когда Олег Борисов практически прощался с БДТ и по щекам его Кистерева
катились слезы, Стржельчик
на финальных поклонах вышел из центра цепочки, переместился к левому краю, обнял
Борисова за плечи и так выводил его кланяться...